10 Февраля 2015, 11:00

Никакого края, никакой катастрофы и близко нет

Новый генеральный директор ОАО "Белшина" Алексей Яковлев рассказал заводской многотиражке о наиболее важные проблемах и первоочередных задачах градообразующего предприятия.

– Год предыдущий был сложным. И главным образом из-за резких колебаний и изменений в России – на нашем традиционном рынке, доля которого в экспорте предприятия составляет порядка 60 процентов. Поэтому самое главное сегодня – выход на новые рынки и увеличение продаж наших шин, которые себя уже неплохо зарекомендовали, в чем большая заслуга технологов, конструкторов, сумевших найти и устранить слабые места и недочеты, ранее мешавшие продвижению продукции.

Да, сегодня нашу шину знают, но, к сожалению, изменилась глобальная ситуация на рынке. И согласно графику, утвержденному концерном еще до моего прихода на предприятие, я направился в командировки, чтобы быстрее начать диверсифицировать рынок наших продаж. Конечно, поездки в Сербию, Македонию и Туркменистан – это капля в море. Да, это рынки относительно большие. Да, у нас там есть свои дилеры, но, на мой взгляд, они недостаточно активны.

Из поездок я привез новые контакты. Даже, возможно, они послужат расширению дилерских соглашений по объемам поставок на эти рынки. И такую работу надо продолжать, она должна быть беспрерывной. И я, конечно, должен проехать везде, где есть наши дилеры, познакомиться с ними, услышать их претензии и нарекания. Конечно же, где-то чем-то они недовольны, о каких-то из их проблем, предложений, рабочих моментах здесь, на комбинате, замалчивают, не хотят говорить руководству, мол, авось эта информация "не добежит" до директора. И даже во время этих первых поездок такие моменты проскальзывали. Но в целом, должен сказать, я увидел позитивное отношение к "Белшине". И то, что только-только назначенный директор сразу же поехал знакомиться с дилерами, должно в их глазах послужить укреплению имиджа предприятия.

Кроме того, хотя они и выполняют наши с ними договоры, я попросил о дополнительном увеличении объемов поставок по ранее заключенным соглашениям. Я им сказал: "уважаемые господа, хотя вы перед нами юридически чисты и выполняете контрактные обязательства, сегодня тех объемов, которые были ранее, уже недостаточно. Нужно, чтобы вы помогли нам и увеличили объемы. Вы – наши дилеры, мы вам даем эксклюзивные права на продажу нашей продукции, даем выгодные для вас цены, а вы – увеличьте объемы продаж".

– Этой же проблеме было посвящено и совещание с директорами торговых домов?

– Совершенно верно. 30 января я собрал всех директоров наших торговых домов, и мы проработали с ними практически весь день. И этого еще мало. Они хотели говорить больше, хотели больше рассказать о своих проблемах. Но сегодня говорить о причинах, о том, почему что-то не смогли, почему что-то не получилось, не надо: это уже история, она состоялась. Сегодня надо смотреть вперед и думать, что будем делать дальше. Вот об этом, на самом деле, мы и говорили на совещании.

Пережив сложный 14-й год, большинство наших трейдеров, руководителей торговых домов, поняли, что не стоит оглядываться на прежние условия, нужно работать в сегодняшних реалиях, и сделали определенные организационные выводы. Выход из сложной ситуации только один – подстраиваться под новые условия и находить способы выживать в них экономически эффективно. И я вижу, что это понимание есть у абсолютного большинства руководителей торговых домов. Если понимания нет, то сделаем организационные выводы. Но это полдела, главное – найти инструменты и методы, чтобы увеличить свою долю на рынке, повысить эффективность продаж, уйти от убытков и дебиторской задолженности. Это вообще нонсенс, когда наши торговые дома нам же еще и должны. Тем более, что они находятся за пределами страны, то есть на отдельно взятых рынках, где, может быть, проще ситуация в части платежей. И при этом надо понимать, что мы – головная площадка – одни несем все производственные затраты. Подробно и детально эту проблему и план погашения дебиторской задолженности мы тоже обсуждали с торговыми домами.

– А большая ли задолженность перед нами у торговых домов?

– Размеры разные, но суммарно задолженность очень большая, примерно, по памяти, на уровне миллиарда российских рублей. И их необходимо крайне быстро возвратить в оборот, чтобы нам не привлекать кредитных ресурсов, за которыми сегодня вынуждены обращаться. А кредиты дорогие. И эта цепочка зависимости порождает убыточную работу предприятия. Поэтому еще одна главная задача сегодня – вернуть максимум денег, уйти от лишних и ненужных кредитов. На это нацелен и наш бизнес-план, который мы защитили месяц назад. И хотя меняются условия и валютный курс, у нас есть все предпосылки к тому, чтобы уже к концу первого квартала по объему производства превысить показатели аналогичного периода прошлого года и, конечно же, выйти на прибыльную работу. И я думаю, если мы выдержим, а мы должны выдержать февраль, в марте увеличим темп и выйдем на безубыточную работу. К тому же, и это важно, и я хочу, чтобы это знали все, – наше предприятие концовку года вытянуло и закончило 2014-й без убытков. То есть, в последние дни уходящего года мы сделали рывок, собрали, как говорится, все усилия, все что можно было собрать и в части реализации продукции, и в производстве, и сделали рывок, который позволил закончить год с прибылью. Да, прибыль практически нулевая, мизерная, на уровне нескольких миллионов рублей, но главное сам факт, что предприятие закончило год без убытков.

– А что вы скажете о модернизации "Белшины"?

– Это второе ключевое после реализации продукции, а может быть, даже первое по значимости направление в работе. Вообще-то модернизация – процесс непрерывный и понятие комплексное. Это не просто покупка "железа", которое качественно производит продукцию. Это еще и оптимизация организационных действий, персонала, логистики, что мы и делаем. И это здорово, что сегодня предприятие, с точки зрения модернизации, находится в середине пути. Завтра мы сможем на равных конкурировать с остальными производителями шин если не по количеству, то уж по качеству и популярности бренда в мире. Сегодня у нас есть к этому все предпосылки.

На заводе КГШ этот процесс идет полным ходом. На ЗМШ запланированное техперевооружение подходит к завершающему этапу. Наш самый брендовый участок, самая наша знаменитая сверхкрупногабаритная шина тоже обретает новое воплощение в радиальной цельнометаллокордной конструкции. По графикам в конце следующего года должны получить новую шину на 63 дюйма.

Нам здорово помогает концерн "Белнефтехим" в финансировании проектов по реконструкции. Там, где концерн может, он выделяет средства и будет выделять. А где не может, там ходатайствует перед банками, в частности, Банком развития, о выделении средств. То есть, в этой части нам дан зеленый свет, и это для коллектива предприятия очень хорошее подспорье в реализации планов.

А третье, и очень важное направление, на которое я сейчас делаю ставку, – это кадры, коллектив. Важно, во-первых, сохранить работников, во-вторых, найти способы и методы растить новых грамотных и знающих специалистов – технологов, конструкторов по шинам и, конечно же, специалистов по продажам, креативных маркетологов. Ведь время, когда за шинами выстраивалась очередь, давно прошло, и, я думаю, все это прекрасно понимают, важно уже не только качественно и эффективно, с точки зрения затрат, произвести шины, но и продать их. Тем более, что сегодня в мире работает около 1 тысячи шинных заводов, из них около 400 находится в Китае. То есть, мы конкурируем с сильнейшими экономиками. И если крупные брендовые компании имеют десятки своих заводов по всему миру, и когда на одном рынке что-то произошло, они легко выживают за счет других рынков, то у нас нет такой возможности. Мы работаем на единой площадке, здесь, в Бобруйске, а значит нам надо здесь, на месте, повышать свою экономическую эффективность, модернизироваться, готовить кадры.

Подчеркну еще раз, нужно готовить специалистов технологов, конструкторов, маркетологов, "заточенных" именно под шину. Мы должны иметь самых яростных, с горящими глазами, самых сильных и опытных работников, чтобы наша компания обрела новое дыхание. Чтобы даже не было, как когда-то, такого понятия – «отпускать продукцию». Нужно продавать. И продавать нужно уметь. Уметь заинтересовывать покупателя, и не только перед продажей товара, но и после. Каким-то образом подавать ему знаки, что мы помним о нем. Пускай это будет даже несколько формально, но, тем не менее, он будет понимать и ценить это внимание. И надолго его запомнит, если, скажем, простой потребитель через полгода после того, как купил наши шины, на Новый год получит открытку, в которой "Белшина" поздравит его с праздником. Какая будет реакция, как вы думаете? Я думаю – самая положительная.

– Можно сказать, что в этом ключе были организованы и трековые автогонки на льду под Минском…

– Точно.

– … А вы знаете, несколько лет назад у нас в пригороде проходили экстремальные автогонки по джип-триалу или как их называли "Кэмел-трофи по-бобруйски". Может быть, для рекламы нашей продукции есть резон «Белшине» возродить эти гонки, выступить их организаторами и спонсорами?

– "Кэмел-трофи" по-бобруйски? – для меня это новинка и… в этом что-то есть. Я подумаю над вашей подсказкой. Но сегодня нам главное заработать достаточно прибыли, которую сможем направить на нужды коллектива, на укрепление имиджа предприятия и затратить на такого рода мероприятия. Поэтому, когда мы заработаем прибыль, то, я думаю, почему бы и не провести такие гонки. Сама идея хорошая. Как я предпочитаю говорить, не надо ничего нового изобретать, если уже что-то создано. Его надо поддержать и дать новое дыхание.

– По предприятию и городу недоброжелатели распускают слухи, что, мол, скоро вместо зарплаты шинники будут получать потребительскую корзинку. Что вы скажете на это?

– Президент Беларуси неоднократно говорил, в том числе и во время недавней пресс-конференции, что ситуация тяжелая, но не катастрофичная. То же скажу и я. Да, положение у нас тяжелое, но не критичное. И ни о какой потребительской корзинке даже речи нет. Но сегодня важно, чтобы каждый на рабочем месте качественно выполнял то, что ему предписывается. И раньше это должны были делать. Но в силу нашего менталитета, легкой расслабленности, когда все идет хорошо, мягко говоря, не все очень старались и торопились хорошо работать. И даже сегодняшняя моя встреча с руководителями торговых домов это продемонстрировала. То есть, пока все было хорошо, особо не напрягались. Мне сегодня даже все как один говорили, знаете, да у нас прежде никогда такого не было, чтобы торговый дом стал убыточным. А это говорит о том, что расслабились, и как только что-то случилось, не смогли сразу среагировать на ситуацию.

Поэтому, еще раз говорю, положение сложное, но не катастрофичное. И хочу заверить всех работников предприятия, что администрация день и ночь занимается решением этой проблемы. Мы понимаем, какая на нас лежит огромная ответственность за трудовой коллектив. И мы даже мысли не допускаем о том, чтобы понизить зарплату или выплатить ее не вовремя. Никакого края, никакой катастрофы и близко нет. Да, прошлый год был далеко не самым лучшим. Да, у нас и сегодня не стопроцентная загрузка мощностей. Но это оптимальная загрузка, позволяющая работать без убытков, производить продукцию, получать зарплату. Дай Бог, стабилизируется финансово-экономическая ситуация в России, и мы сможем поднять цену, чтобы увеличить прибыль. А больше прибыль – больше заработная плата. В этом году мы обязательно, и я думаю, даже не один раз, вернемся к вопросу поднятия зарплаты. Но для этого нужны экономические предпосылки и чуть-чуть времени.

– Планируются ли в ближайшее время у вас встречи с трудовыми коллективами?

– К сожалению, так сложился мой рабочий график, что я не смог присутствовать даже на профсоюзной конференции. Но весь февраль намерен посвятить встречам с трудовыми коллективами на разных заводах. Я хочу услышать людей, их проблемы, пожелания и поделиться с ними, в свою очередь, своим видением первостепенных задач, стоящих перед нашим предприятием.

Источник: Валерий ЗИНОВСКИЙ. Газета Шинник.

Комментарии читателей:

Новость дня:

Бобруйск как центр российских коллаборантов

Как под Бобруйском учили убивать. История СС «Данмарк» в Беларуси.

Актуальное интервью:

Алесь Сьнег: «Быць нефармалам у Бабруйску небяспечна»

Мы працягваем знаёміць вас з лёсамі і гісторыямі тых, хто кожны дзень стварае «Арт Сядзібу». Наш наступны герой – Алесь Сьнег.

Выбор редакции:

Перестарались

В полдень 26 марта в Бобруйске сотрудники силовых структур задержали 34 человекa.