19 Ноября 2013, 11:31

Историю Бобруйска рассмотрят в суде

19 ноября в Верховном Суде состоится заседание по иску писательницы Натальи Голубевой к драматургу Диане Балыко. В центре скандала история Бобруйска.

По мнению Голубевой, Балыко нарушила ее исключительное имущественное право на произведение, а также неимущественное право на неприкосновенность произведений, "чем принесла огромный моральный вред".

Вот как комментирует ситуацию Диана Балыко:

– Эта история для меня лично началась осенью 2011 года, когда ко мне обратился главный режиссер Нового драматического театра г. Минска Денис Нупрейчик с предложением написать к 20-летнему юбилею театра пьесу на материале строительства Бобруйской крепости 1810 года. Театр уже обращался к этой теме – репетировал отдельные сцены из черновиков пьесы Натальи Голубевой, которую она безуспешно в течение предыдущего года пыталась создать по мотивам своего романа "На перепутье двух дорог".

Бывший чиновник Совмина, а ныне практикующий автор текстов Наталья Голубева пришла в этот театр годом раньше со своим романом и просьбой поставить его на сцене. Однако не смогла предложить театру жизнеспособную инсценировку. Денис Нупрейчик, кстати, не единственный режиссер, который не смог справиться с текстом Н. Голубевой. До него также безуспешно над постановкой пыталась работать Наталья Башева. Но для сцены подходит не всякий текст, написанный в прозе, и не всякий текст, написанный в диалогах. Ибо драматургия – это не разговоры, а действие. Драматургия – это искусство конфликта, разлома, разлада, раскола. Здесь люди схлестываются в жесточайших схватках; время ломает человека, а человек время. Здесь рушатся и сходятся целые пласты жизни, целые идеологии. Здесь вечно что-нибудь умирает в ужасных мучениях и возрождается вновь. Но, к сожалению, далеко не каждому автору это понятно.

Д. Нупрейчик, пытаясь помочь Н. Голубевой написать инсценировку романа, провел колоссальную работу (разработал костяк будущей пьесы, очертил событийный ряд и поворотные события в сюжете, отобрал из существующей в театре труппы 8 разноплановых актеров (3 женских персонажа и 5 мужских)) и поэтому очень хотел продолжить работу над этим материалом, чтобы создать красивый костюмированный спектакль, который станет визитной карточкой театра. Однако не имел такой возможности, так как готовой пьесы про строительство Бобруйской крепости на тот момент не существовало ни у одного автора.

Написать книгу или пьесу на заказ – опыт для меня не новый, поскольку я профессиональный писатель и очень часто работаю по техническому заданию издательства или театра. Это особенно удобно театру, который всегда ограничен количеством актеров в определенных амплуа, а также материальной базой для воплощения смелых замыслов драматурга. Поэтому, познакомившись с труппой театра и бюджетом, выделенным на постановку, живой драматург пишет текст под конкретную задачу, т.к. написание профессиональной пьесы – сложный технический и художественный процесс, ибо само создание спектакля – процесс столь же производственный, сколько и художественный.

По полученному от режиссера техзаданию я написала пьесу "Яблочный пирог", премьера которой в НДТ состоялась 2 октября 2012 года. А в декабре 2012 года Наталья Голубева подала иск в Верховный Суд с требованием от меня компенсации в размере 75 млн рублей за то, что, как ей кажется, для написания своей пьесы я использовала ее роман, чем нанесла ей глубокий моральный вред.

Вот цитата из искового заявления Натальи Голубевой:

"Премьера показала, что исторический материал, собранный и творчески переработанный истицей, был не только использован в пьесе "Яблочный пирог", но и подан в искаженном виде. Ответчица позволила себе не только заимствовать сюжет романа, но и вольно трактовать описанные там исторические события. Действия героев оказались откровенно опошленными, далекими от патриотизма, поданными как примитивная "бытавуха" с разборками по поводу внебрачных связей главной героини, что исторически было неприемлемо для благовоспитанной паненки. Многие из тех, кто посмотрел спектакль, возмущены откровенным национализмом, который звучит в ремарках по поводу того, что все патриоты из Беларуси давно уехали, одни предатели тут остались, или же о том, что убийством одного русского проблему не решить. Историческая фигура губернатора Бобруйска Игнатьева, который вошел в историю города как патриот, не только организовавший строительство крепости, но и возглавивший ее оборону, в пьесе ответчицы подается как казнокрад, которого шантажируют русские офицеры. Исторические несуразицы присутствуют практически в каждой сцене пьесы ответчицы, что вызывает возмущение".

"Откровенный национализм, который звучит в ремарках" – это попытка Голубевой передать содержание отдельных реплик моей пьесы, однако она, видимо, не очень понимает, чем ремарка отличается от реплики, а художественный вымысел от исторического факта. И так несуразиц как в самом иске, так и в выступлениях Н. Голубевой достаточно много. Стоит отметить, что в ходе рассмотрения дела были установлены факты нарушения Н. Голубевой закона об авторских и смежных правах, что для всех стало полной неожиданностью. В общей сложности на решение вопросов, затронутых в иске, которые уместно обсуждать разве что на кафедре теории литературы, уже потрачено почти год моего времени, на которое пришлась и моя беременность, и рождение ребенка, и грудное вскармливание…

Я – профессиональный драматург с литературным образованием, полученным в Литературном институте им. М.Горького в Москве, с багажом пьес, которые поставлены в более чем сорока профессиональных театрах разных стран, моя пьеса «Белый ангел с черными крыльями» включена в школьную программу Республики Беларусь, а Наталья Голубева – «творческий чиновник», как назвала ее зам. министра информации Республики Беларусь Лилия Ананич. Это, между прочим, цитата с официального сайта Голубевой. Беларусь, кстати, богата творческими чиновниками – и писатель Наталья Голубева, и поэт Анатолий Рубинов…

А чем отличаются наши тексты, читатель может оценить сам, познакомившись с произведениями на наших сайтах или посетив спектакли по моей пьесе в Минске и пьесе Н. Голубевой в Бобруйске.

Источник: Народная Воля.

Комментарии читателей:

Новость дня:

Бобруйск как центр российских коллаборантов

Как под Бобруйском учили убивать. История СС «Данмарк» в Беларуси.

Актуальное интервью:

Алесь Сьнег: «Быць нефармалам у Бабруйску небяспечна»

Мы працягваем знаёміць вас з лёсамі і гісторыямі тых, хто кожны дзень стварае «Арт Сядзібу». Наш наступны герой – Алесь Сьнег.

Выбор редакции:

Перестарались

В полдень 26 марта в Бобруйске сотрудники силовых структур задержали 34 человекa.